Законодательством не установлено требования о ведении бухгалтерского учета для самозанятых – плательщиков налога на профессиональный доход.
При этом именно отсутствие бухучета позиционируется как одно из ключевых преимуществ нового налогового режима, успешно действующего на всей территории страны с недавнего времени.
Однако тысячи самозанятых озабочены именно ведением базовой бухгалтерии, куда входит не только учет доходов, но и формирование первичной учетной документации для заказчиков.
Обязан ли самозанятый вести бухгалтерию?
Для имеющих статус плательщиков НПД единственным обязательным бухгалтерского учета (и то – формально) является лишь внесение информации об оказанных услугах (работах, товарах) и их стоимости.
Вносятся эти сведения в приложение «Мой Налог» или на сайте lknpd.nalog.ru, после чего формируется чек и передается заказчику-покупателю.
Всё! На этом по требованиям закона для самозанятого лица какая-либо бухгалтерия заканчивается.
Конечно, плательщик НПД может вести подробную книгу учета доходов и расходов для своих целей или же иным образом управлять своими финансами, но юридически ему это не требуется.
Вот только взаимодействовать с юридическими лицами (и ИП на ОСНО) без дополнительной документации самозанятый определенно не сможет.
И юридические лица, и некоторые ИП обязаны вести бухгалтерский учет. А для его целей обязателен достаточно внушительный набор документов, которыми подтверждается обосновать перечисления денежных средств и правомерность списания расходов для целей налогового учета.
Какие программы бухгалтерского учета существуют для самозанятых?
Большинство крупных банков и различных платформ предлагают самозанятым широкий спектр услуг по ведению бухгалтерии.
Но на практике подобные сервисы являются лишь дополнительной формой учета всех поступающих доходов и помогают автоматически формировать чеки в сервисах ФНС.
Обычно взаимодействие с банковским сервисом происходит так:
- Самозанятый регистрируется в сервисе или же оформляет самозанятость через партнера.
- Указывает своей счет и предоставляет системе доступ к его личному кабинету в системе ФНС.
- При поступлении перевода на счет автоматически формируется чек при указании необходимых реквизитов.
В ряде сервисов дополнительно доступно выставление счетов контрагентов.
В большинстве своем подобные сервисы лишь немногим упрощают жизнь тем самозанятым, кому приходится работать с большим количеством переводов от физических лиц.
Это могут быть оказание услуг, размещение рекламы, продажа товара и т.д.
Но большинство подобных сервисов не решают главной проблемы – не упрощают работу самозанятому с документами при заключении сделок с юридическим лицом.
Как должна выглядеть идеальная бухгалтерия для самозанятого?
Одной из максимально удобных программ бухгалтерии для самозанятого лица может стать сервис КУБ24, который предлагает полный спектр всех возможных средств поддержки для плательщика налога на профессиональный доход.
Для полноценного ведения деятельности с юридическими лицами самозанятому потребуются следующие документы.
Договор оказания услуг, подряда или поставки товара
Любая сделка суммой более 10 тыс. рублей должна быть оформлена в обязательной письменной форме.
Но как показывает практика – ряд компаний требует договор даже на разовое оказание услуг или выполнение работ по стоимости ниже установленной ГК РФ «планки».
В результате самозанятому приходится разрабатывать несколько базовых шаблонов договора, в зависимости от профиля своей деятельности, и каждый раз подгонять его под нужды заказчика.
В КУБ24 возможно создание и сохранение собственных шаблонов договора, использование шаблонов сервиса и комплексная работа с документами, включая использование предустановленных реквизитов, контрагентов и других дополнительных возможностей.
Акт приемки выполненных работ
Закон не требует составлять акт выполненных работ, но сложившаяся «практика делового оборота» (а заодно – и судебная практика!) такова, что акт требует основная масса заказчиков.
В акте указывается реквизиты сторон, договора, наименование работ, объем и стоимость.
КУБ24 позволяет формировать акты практически автоматом, меняя реквизиты по клику и с максимальным удобством.
Счет на оплату
Ничего не мешает бухгалтерии компании производить оплату по указанным в договоре реквизитам.
Но для удобства, а заодно и потому что «так принято» и «нужно для учета» – бухгалтерии заказчиков требуют с самозанятого лица выставить им счет. Можно найти его в сети, оформить под себя, попутно 2-3 раза переделав – бухгалтерия видит каждую неверную цифру, ведь такова их работа!
А можно воспользоваться помощью КУБ24, организовав выставление счетов буквально парой кликов со своими реквизитами и реквизитами контрагента. Особенно удобно, когда вы часто взаимодействуете с одними и теми же заказчиками.
Товарная накладная
Документ не является обязательным для самозанятого и требуется лишь при реализации последним своего товара.
Но компания-покупатель требует именно накладную, да и самозанятому будет полезно контролировать объём отгруженного товара и его стоимость, зафиксировав все документально.
КУБ24 содержит унифицированные формы товарных накладных, которые будут приняты любым вашим заказчиком без особых проблем.
Достаточно внести один раз необходимые данные!
В заключение
Все перечисленные документы вы можете легко и непринужденно привыкнуть формировать через наш сервис.
Это удобно, экономит массу времени и исключает риск досадных ошибок.
Встроенная интеграция с крупнейшими банками позволит так же автоматизировать учет поступления средств и дает еще больше удобства в сопровождении своего небольшого бизнеса.
Занимайтесь своими делами, а бухгалтерию доверяйте КУБ24!
КУБ24 - ПОРЯДОК в ФИНАНСАХ
ФинДиректор – сервис по контролю и планированию
денег бизнеса. Помогает наводить порядок в финансах
и находить ТОЧКИ РОСТА