КУБ
Выставление счетов.
Финансовая бизнес аналитика.
Скачать
Назад

АВС анализ продаж – инструмент увеличения прибыли

АВС анализ продаж – инструмент увеличения прибыли

АВС анализ продаж – инструмент увеличения прибыли
Кущенко Алексей
Автор статьи

Кущенко Алексей

Любая предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли. Как известно, чем выше объемы сбыта у предприятия, тем эта прибыль будет больше. В торговле ключевую роль в этом процессе играет ассортимент продукции. Для принятия решений о наиболее рациональном ассортименте используют различные методики, но самой распространенной является АВС анализ.

Что такое ABC анализ продаж

АВС анализ продаж используют для определения наиболее эффективного ассортимента продукции для конкретного предприятия.

В чем заключается АВС анализ товарного ассортимента

В основу ABC анализа легли диаграммы Парето, которые показывают, что только 20 % всех товаров дают 80 % выручки (прибыли) предприятия. Этот принцип определил алгоритм проведения АВС анализа, который предполагает разделение всей продукции предприятия на три группы: А, В и С:

  • Группа А – сюда относят товары, которые приносят 80 % выручки, это примерно 20 % от всех товаров;
  • Группа В – товары, которые приносят 15 % выручки, как правило, это 30 % от всех товаров;
  • Группа С – товары, которые приносят магазину 5 % выручки, это оставшиеся 50 % товаров.

 

С чего начать ABC анализ товаров

В первую очередь стоит определиться с группой товаров. Весь ассортимент продукции, особенно если это крупная торговая сеть, использовать для такого анализа не рекомендуется. Товары должна быть приблизительно однородные по своим характеристикам, этот анализ проводят, чтобы иметь возможность управлять ассортиментом, а если в одну группу попадают кресла и арбузы, анализ теряет всякий смысл.

Далее определяем, по какой характеристике будет проводиться анализ: прибыль, выручка, стоимость закупки сырья и т.п. Как правило, на практике проводят анализ по 1-му показателю, редко кто делает по 2-м например, по выручке и марже одновременно. Это связано с тем, что зачастую это делается в Excel, а если программируют такой анализ в 1С, то отсутствует методология того как делать анализ по нескольким параметрам и главное как использовать полученный результат. О правильной автоматизации расскажу ниже, пока приступаем непосредственно к анализу.

Пример ABC анализа

 Рассмотрим пример АВС анализа товаров на основании полученной выручки. В таблицу вносим наименования товаров и размер выручки, который приходится на этот товар.

№№

Название

Выручка, руб.

1

Товар 1

7 000

2

Товар 2

12 000

3

Товар 3

3 000

4

Товар 4

22 000

5

Товар 5

14 000

6

Товар 6

19 000

7

Товар 7

4 000

Итого

 

81 000

Далее проводим сортировку товаров по объему полученной выручки и определяем долю каждого товара в общем объеме – столбец «Доля, %».

Далее метод АВС анализа предполагает расчет доли каждого товара накопительным итогом, формула которого отражает сложение процентов данного товара и всех предыдущих. Расчет происходит сверху вниз – столбец «Доля накопительным итогом, %». Используя формулы Excel, ABC анализ на небольшом количестве товарных позиций выполняется достаточно просто.

Итоговым действием будет группировка товаров исходя из рассчитанной доли накопительным итогом. Для группы А эти значения будут в диапазоне от 0 % до 80 %, для группы В – от 80 % до 95 %, для группы С – от 95 % до 100 %.

№ п/п

Название

Выручка, руб.

Доля, %

Доля накопительным итогом, %

Группы

1

Товар 4

22 000

27

27

А

2

Товар 6

19 000

23

50

А

3

Товар 5

14 000

17

67

А

4

Товар 2

12 000

15

82

B

5

Товар 1

7 000

9

91

B

6

Товар 7

4 000

5

96

C

7

Товар 3

3 000

4

100

C

Итого

 

81 000

100

 

 

Так, компания получает отчет, в котором отражается информация о том, какие товары приносят наибольший доход. В нашем случае примерно 40 % ассортимента магазина приносит 80 % дохода.

Выводы по ABC анализу

Метод ABC анализа показывает, что товары из группы А наиболее ценные для предприятия. Магазину нужно стремиться увеличивать ассортимент продукции именно в этой группе, т.к. увеличение продаж таких товаров ведет к еще большему увеличению прибыли. Товары из этой группы должны серьезно контролироваться и прогнозироваться, предприятие будет нести существенные потери при резком снижении эффективности этой группы.

Для товаров из группы В необходимо находить пути повышения доходности (увеличить цены, снизить закупочную цену за счет поиска нового поставщика и т.п.) или увеличения продаж (проведение рекламы, акций и т.п.).

Товара из группы С наименее ценные для магазина. Но не нужно сразу от них отказываться, необходимо разбираться в каждом отдельном случае. Одно дело – когда товар не продается длительное время, тогда стоит задуматься над тем, чтобы заменить его или совсем исключить из ассортимента. И другое дело – когда товар новый, только завоевывает рынок, имеет положительную динамику продаж, хоть пока и в незначительных объемах.

Преимущества АВС анализа

  • АВС анализ как метод повышения рентабельности.
  • Универсальность. АВС анализ может применяться для анализа запасов, товарооборота, клиентов и всего другого, что можно разделить на составляющие элементы.
  • Оптимизация ресурсов. Автоматическое решение ABC анализа позволяет высвободить трудовые и временные ресурсы, а эффективное применение результатов анализа высвобождает финансовые ресурсы.

Недостатки ABC анализа

  • Одномерность анализа, т.е. АВС анализ позволяет группировать товар только по одному признаку (учитывает только одну характеристику), на практике ж иногда возникает необходимость в многомерном анализе.
  • Отсутствует группа для убыточных товаров. Не все товары в магазине приносят прибыль, в классическом варианте АВС анализа учитываются только прибыльные товары, поэтому его часто дополняют группой D, в которую входит нерентабельная продукция, трансформируя таким образом АВС анализ в ABCD анализ.

Автоматизация АВС анализа с помощью «ФинДиректор Товары»

Онлайн-сервис ФинДиректор Товары помогает любой товарной компании, используя собственные статистические данные, работать с большей эффективностью и прибыльностью.  Программа дает следующие возможности в части АВС анализа:

  • Возможность загружать данные из различных источников, например 1С, ОФД, Excel и т.п.
  • Возможность проводить АВС анализ по нескольким параметрам, начиная с трех.
  • Возможность видеть АВС анализ в динамике
  • Автоматическое построение всех отчетов по товарам.
  • Наличие инструкции по использованию результатов анализа по каждому товару и группе товаров.
  • Возможность выгружать результаты.

АВС анализ – это простой и полезный инструмент. А если он автоматизирован, то с его помощью можно повысить эффективность компании, оптимизировать складские запасы, увеличить маржинальность, повысить уровень логистики, минимизировать риски, что в конечном итоге отразится на росте прибыли организации.

Хотите зарабатывать больше? Тогда регистрируйтесь в онлайн-сервисе «ФинДиректор Товары»

КУБ24 - ПОРЯДОК в ФИНАНСАХ

ФинДиректор – сервис по контролю и планированию
денег бизнеса. Помогает наводить порядок в финансах
и находить ТОЧКИ РОСТА

Попробовать бесплатно

Еще больше полезного почитать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *