Unit-экономика дает ответ на следующий вопрос: зарабатывает компания на единице своей продукции/одном клиенте (юните) или нет. Это метод экономического моделирования, смысл которого состоит в определении прибыльности коммерческой деятельности в целом путем расчета прибыльности так называемого юнита.
Развитие и успех любого бизнеса напрямую зависит от тех управленческих решений, которые принимает руководство. Для того чтобы не делать ошибок, необходимо продумывать все на несколько шагов вперед. Юнит-экономика помогает сделать аргументированные выводы о возможном успехе или провале бизнеса в будущем. При помощи определенных расчетов можно понять, все ли в порядке у компании, развивается она или наоборот, стоит ли масштабироваться или нет.
Что такое unit economics простыми словами
В юнит-экономике нет ничего сложного. Она показывает, сколько компания зарабатывает или наоборот теряет на одном юните.
Unit представляет собой единицу, которая формирует доход. У разных бизнесов она разная, каких-то общих правил нет. Ориентироваться нужно на специфику вашей деятельности.
Unit-экономика стала активно развиваться вместе с развитием интернет-аналитики. То есть тогда, когда появилась возможность проведения анализа эффективности взаимодействия компании с клиентом и воронок продаж. Именно поэтому, данный метод экономического моделирования наиболее эффективен для интернет-проектов.
Основная суть unit-экономики
Unit economics считают для того, чтобы определить, что компания получает от своих клиентов, поток которых состоит из юнитов и каждый из них приносит или не приносит какую-то прибыль. Если посчитать, сколько вы зарабатываете на одном unit и какие затраты несете (прямые расходы, непосредственно связанные с юнитом), можно определить, какую прибыль вы получите с конкретного потока клиентов.
Результат расчетов покажут, имеет ли смысл масштабироваться, увеличивать поток, привлекать инвесторов.
Как посчитать юнит-экономику?
- Определиться, что является unit в вашем бизнесе.
- Рассчитать, сколько прибыли или наоборот убытков он принес (принципиально важно взять в расчет все затраты и доходы, непосредственно связанные с юнитом).
Юнитом может быть, как предмет сделки (товар), так и клиент.
Вариант № 1. Unit – это предмет сделки
При таком варианте, расчет unit-экономики – это расчет маржинальной прибыли (МП).
МП = выручка от продажи единицы товара – расходы на ее изготовление или закупку и реализацию.
Так вы сможете понять, прибыльна продажа одного юнита или нет.
Вариант № 2. Unit – это один клиент
При данном варианте, рассчитывается отношение прибыли, которую даст один клиент за весь свой жизненный цикл, к цене его привлечения.
То есть, для расчета юнит-экономики используются такие показатели, как:
- LTV (lifetime value, пожизненная ценность клиента);
- CAC (customer acquisition cost, стоимость привлечения клиента).
Так вы сможете понять, приносит ли один клиент прибыли больше, чем компания расходует на его привлечение.
Принципиальных отличий в этих двух моделях нет. И в том, и в другом случае считаются все расходы и доходы, непосредственно связанные с unit. Отличается итог: МП или отношение LTV к CAC.
Первый вариант расчетов актуальнее для оффлайн-бизнеса, второй – для digital-проектов с прогнозируемым жизненным циклом клиента и прибылью.
Зачем и когда считать unit economics
Юнит-экономику считают для того, чтобы:
- определить еще на стадии идеи прибыльность проекта;
- оценить, какие компания имеет перспективы и в каком направлении она движется;
- узнать, насколько эффективны главные каналы продаж;
- высчитать точку безубыточности и рассчитать доходность инвестиций;
- просчитать количество клиентов, которых можно и нужно привлечь, а также стоимость привлечения каждого клиента.
Unit economics считают, когда:
- планируется запуск стартапа;
- планируется масштабирование бизнеса;
- есть желание привлечь инвесторов.
В основном, юнит-экономику считают тогда, когда хотят определить, насколько стабилен бизнес и если ли возможность его масштабировать. В таком случае, юнитом выступает то, что планируется масштабировать. И главная задача – определить, зарабатываете вы или наоборот теряете деньги на одном юните.
Unit-экономика нужна не только для понимания, насколько бизнес успешен. Она актуальна на стадии планирования. Если расчеты положительные, значит, можно расширяться и зарабатывать больше. Если отрицательные, значит, при масштабировании вы начнете нести убытки.
Также очень важно, что в процессе расчетов экономика бизнеса раскладывается на отдельные компоненты (конкретные расходы и доходы). В результате становится понятным, что на нее оказывает влияние, а значит можно принимать аргументированные управленческие решения.
Рассчитывая юнит-экономику, всегда нужно помнить, что вы считаете только расходы и доходы, непосредственно связанные с юнитом. Если отнести к расходам на юнит затраты, которые с ним не связаны напрямую, можно получить ошибочно отрицательный результат. И наоборот, если учесть не все расходы, связанные с юнитом, можно получить ложноположительный результат, и начать масштабировать убытки.
Посчитайте Юнит-экономику по вашему бизнесу в КУБ24 ФинДиректор. Данная возможность есть в разделе Маркетинг – Планирование. Вы можете добавить ваши данные в отчет и увидеть сходится ваша юнит-экономика или нет, есть смысл увеличивать бюджет на рекламу или нет.
Этот отчет можно привязать к вашим рекламным аккаунтам в ЯндексДирект, Google.Ads, FB|Instagram и ВК и в реальном времени отслеживать, что у вас происходит по юнит экономике. Это даст вам возможность оперативно принимать решения по улучшению вашей юнит-экономике и, соответственно, влиять на прибыльность вашего бизнеса и возможность его масштабировать.
КУБ24 - ПОРЯДОК в ФИНАНСАХ
ФинДиректор – сервис по контролю и планированию
денег бизнеса. Помогает наводить порядок в финансах
и находить ТОЧКИ РОСТА