КУБ
Выставление счетов.
Финансовая бизнес аналитика.
Скачать
Назад

Что такое XYZ анализ ассортимента товаров

Что такое XYZ анализ ассортимента товаров

Что такое XYZ анализ ассортимента товаров
Кущенко Алексей
Автор статьи

Кущенко Алексей

Что такое XYZ анализ

Важной задачей, которую ставят перед собой собственники и руководители компаний, является определение спроса на конкретные товарные позиции и его стабильность. Это необходимо, с одной стороны, для обеспечения широкого ассортимента продукции, с другой – чтобы не допускать залеживания товаров на полках магазина или на складе. Для этих целей используют XYZ анализ.

Цель XYZ анализа ассортимента товаров

XYZ анализ продаж предполагает разделение всего ассортимента продукции на три группы в зависимости от постоянства спроса на них: товары с постоянным спросом, с сезонным спросом и случайным спросом. Цель XYZ анализа заключается в четком определении спроса на каждую товарную позицию, что в свою очередь позволяет прогнозировать и оптимизировать складские запасы.

Несмотря на то, что чаще всего с помощью этого метода оценивают спрос на товары, с его помощью можно прогнозировать изменение и других показателей, так, например, XYZ анализ запасов позволяет прогнозировать необходимость в запасах предприятия, XYZ анализ незаменим в логистике. Также с помощью данного метода можно определять и такие показатели, как выручка, прибыль, объемы продаж и т.п.

XYZ анализ можно проводить в эксель или в специальных программах, например «ФинДиректор Товары»

Метод XYZ анализа содержит следующие этапы

Первый этап XYZ анализа предполагает определение уровня спроса путем расчета коэффициента вариации по каждой группе товара. Коэффициент вариации определяется отклонением спроса на товар от среднего значения. Чем он выше, тем спрос на анализируемую группу товаров менее стабилен.

Второй этап XYZ анализа предполагает деление товаров на группы в соответствии со значениями коэффициента вариации. Деление происходит по следующим критериям:

Группа X – товары со стабильным спросом, коэффициент вариации находится в пределах от 0% до 10%;

Группа Y – товары с сезонным спросом, коэффициент вариации определен от 10% до 25%;

Группа Z – товары со случайным спросом, коэффициент вариации от 25% и выше.

Рассмотрим пример XYZ анализа товарного ассортимента в Excel

 В таблице представлены объемы продаж по 7 товарам за 6 месяцев. Отдельно отметим, что XYZ анализ товаров стоит разбивать на сезоны, чтобы он был максимально точен. Каждый сезон необходимо анализировать отдельно.

Далее по каждому товару рассчитываем коэффициент вариации. Проводя XYZ анализ в экселе, это можно сделать с помощью специальных формул (формула при этом будет иметь вид =СТАНДОТКЛОН(B5:G5)/СРЗНАЧ(B5:G5) (диапазон ячеек охватывает продажи одного товара за 6 месяцев)).

В заключение отсортировываем товары по полученному значению коэффициента корреляции и присваиваем каждому соответствующую группу.

Название

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Коэффициент Вариации

Группа

Товар 5

56

61

60

53

47

57

9 %

X

Товар 7

85

82

62

67

87

73

13 %

Y

Товар 2

12

20

20

19

18

20

17 %

Y

Товар 1

35

47

34

29

37

30

18 %

Y

Товар 6

90

115

178

132

157

123

24 %

Y

Товар 4

3

6

8

10

6

3

46 %

Z

Товар 3

5

6

20

37

18

6

81 %

Z

 Проведенный XYZ анализ ассортимента показал, что наиболее стабильным спросом пользуется Товар 5, только он в нашем примере попал в группу X. Это предполагает, что этот товар всегда должен быть на полках магазина и на складе. Это товар, из-за которого в магазин приходят покупатели.

Товары из группы Y относятся к середнячкам, их не нужно закупать в таком объеме, как товары их группы Х, и хранить запасы на складе. Наличие их на полках определяется руководством магазина.

Товары из группы Z обладают случайным спросом, возможно, стоит подумать о работе с ними по предоплате.

XYZ анализ и ABC анализ

На практике XYZ анализ часто используется с ABC анализом, что очень полезно для планирования и формирования ассортимента. Товары из группы А не всегда совпадают с товарами из группы Х, менеджменту стоит задуматься, если товар из группы А (товар, который вносит основную долю в формирование прибыли) относится к группе Z. 

При совместном анализе стоит учитывать и тот факт, что для XYZ анализа необходим более длительный период, как правило, это сезон, который длится несколько месяцев. ABC анализ же можно проводить по итогам одного месяца. Так, в результате такого анализа каждому товару присваивается своя группа как из XYZ анализа, так из ABC анализа. Например, если АВС анализ проводится по 1-му параметру, то получим следующее:

 

A

B

C

X

AX

BX

CX

Y

AY

BY

CY

Z

AZ

BZ

CZ

Наиболее предпочтительные для бизнеса те товары, которые попали в группы ближе к левому верхнему углу (AX, BX, AY), товары из нижнего правого угла таблицы – аутсайдеры.

АХ – самые востребованные и приносящие основную долю доходов товары. Их наличие на полках и складе должно быть гарантировано, если их не будет, не будет и большей части выручки.

BX – эти товары приносят магазину меньше дохода, но пользуются стабильным спросом.  Они тоже всегда должны быть в наличии, их отсутствие также отразится на выручке, хоть и в меньшей степени.

AY – несмотря на отсутствие постоянного спроса, эти товары приносят существенный доход и, соответственно, должны быть в наличии.

Чтобы определить количество товара из групп AX, BX, AY, которое должно быть на складе, необходимо учитывать сроки поставки и максимально возможные объемы продаж.

Далее, чем ближе к правому нижнему углу, тем ниже востребованность этих товаров и их доля в выручке, соответственно, можно делать меньший запас этой продукции.

CZ – в эту группу, как правило, попадают новые товары, товары, которые поставляются под заказ, и т.п. Часть товаров из этой группы можно смело убирать из ассортимента, часть регулярно контролировать, т.к. именно из этой части формируются неликвидные и труднореализуемые запасы, из-за которых компания несет убытки.

Автоматизация XYZ  анализа с помощью «ФинДиректор Товары»  избавит вас от необходимости собирать данные и разбираться в формулах Excel, более того для каждой комбинации совместного XYZ и ABC анализа вы получите инструкцию к действию с рекомендациями по каждому товару и/или группе товаров.

Применение XYZ анализа для организации позволяет поддерживать оптимальный баланс между широким ассортиментом продукции и убытками из-за наличия невостребованных товаров. Это особенно актуально для компаний, у которых есть склады, ведь наличие товаров на складе связано с расходами для компании по логистике, хранению и т.п., также существуют риски окончания срока годности продукции. Прогнозирование и ведение точной и сбалансированной закупки должно быть приоритетной задачей для любого предприятий.

Хотите зарабатывать больше? Тогда регистрируйтесь в онлайн-сервисе «ФинДиректор Товары»

КУБ24 - ПОРЯДОК в ФИНАНСАХ

ФинДиректор – сервис по контролю и планированию
денег бизнеса. Помогает наводить порядок в финансах
и находить ТОЧКИ РОСТА

Попробовать бесплатно

Еще больше полезного почитать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *