По статистике 70% бизнесменов ведут управленческий учет «на коленке» по настроению или не ведут вовсе. Принятие решений напоминает гадание по звездам. Соответственно финрезультат непредсказуем, а деньги исчезают хорошенько «затерев» следы.
Открывая бизнес, далеко не каждый предприниматель задумывается о постоянном анализе показателей эффективности работы своего предприятия. А о том, что от правильного учета напрямую зависит успешное и долговременное существование бизнеса подозревают только единицы. Бухгалтерский учет ведут все потому, что за его отсутствие накажут и больно, а вот управленческий это же по желанию.
Чем отличается управленческий учет от бухгалтерского и почему надо вести оба?
Бухгалтерский отчет — это обязательный внешний отчет, для налоговых и других государственных органов. Но он не отслеживает движение денег здесь и сейчас. Баланс вообще составляется раз в год и не отражает текущей ситуации. При этом, с помощью бухгалтерского учета, крайне сложно избежать такого неприятного явления, как кассовый разрыв. Его можно спрогнозировать, только ведя управленческий (оперативный) учет.
Управленческий учет помогает отслеживать деньги бизнеса в режиме онлайн. Он позволит знать, где фактически находятся деньги, как распределены и т.д. Позволит спланировать развитие направлений, и оперативно увидеть расходы, которые превышают запланированные.
Цели и задачи управленческого учета
Какие отчеты вести для управленческого учета зависит от вашего бизнеса. Каждый конкретный отчет решает свою задачу и это определяют информацию, которую нужно для них собирать. Лучше определить отчеты, их формат и необходимую информацию для них на старте, иначе будет иллюзия движения, а таблицы будут размножаться со скоростью бактерий с соответствующим падением информативности. Как на беговой дорожке — вроде бежишь, но с места никуда. Только каждый шаг дается все труднее. Данные накапливаются, а система и анализ буксуют. Поэтому, первым делом, определяем что собираем, кто собирает, в какие таблицы вносим и как их анализируем.
С каких отчетов и показателей начинать?
- Начинаем, что логично, с контроля денежных потоков — откуда приходят денежные средства и куда уходят. Это отчет движения денежных средств.
- Учимся планировать поступления и собственные платежи. Для этого используем Платежный календарь.
- Анализируем, как соотносится наши планы с фактической ситуацией в отчете План-Факт.
- Разбираемся с нашей эффективностью, да именно с вашей J т.к. эффективность компании – это результат вашей эффективности и вашей команды. Где считаем эффективность? В Отчете о Прибылях и Убытках.
- Что бы знать минимальные ориентиры, определяем точку безубыточности на каждый месяц.
- Сводим все данные в финансовую модель для планирования дальнейших действий и выявления слабых мест.
- Анализируем и контролируем показатели. Оцениваем информативность и достаточность отчетности. Вносим изменения при необходимости.
- Каждое направление закрепляем за ответственным лицом и обязательно контролируем.
- Выставляем цели по выручке, прибыли, расходам и их сокращению в каждом направлении деятельности.
Кейс нашего клиента
У Андрея свой бизнес – несколько точек по продаже кофе с собой. Вроде бы все хорошо: выручка пяти точек до 1 500 000 рублей в месяц доходит, ингредиенты и печенюшки с пироженками через день развозят. Но вот странность — прибыли нет. С утра до поздней ночи возит, грузит, разгружает, выручку снимает, а в карман положить нечего. Хуже того — начали появляться долги перед поставщиками выпечки и зернового кофе..
Его знакомый посоветовал свести все доходы и расходы, провести как бы внутренний аудит. Цель – найти в какую «дыру» утекают деньги и ликвидировать ее. Андрей решил последовать совету и внедрить у себя управленческий учет с помощью нашего сервиса «КУБ24. ФинДиректор»
Для начала собрал данные по приходу и расходу денег, потом по поступлению и продажам товара и сопутствующих расходников (фильтры для кофемашин, вода, одноразовая посуда и прочее). Так же учел затраты на бензин и ремонт автомобиля. Все данные были разделены по точкам продаж. Выяснилось, что на двух точках расход материалов значительно выше, чем на трех других, а выручка примерно такая же и прибыль по этим точкам часто уходит в минус.
Поставили камеры видеонаблюдения и выяснили, что на одной точке продавец перепродает посуду и зерна кофе “на лево”, на другой точке — ситуация оказалась почти такой же, только продавцы таскали продукты домой.
Вороватых продавцов выгнали. Сбор данных для учета организовали ежедневный. Попутно выяснили, что печенье закупают со слишком высокой себестоимостью и это себя не оправдывает. Поставщика печенья заменили и уже за первую неделю прибыль подросла на 5%. Также была пересмотрена система оплаты труда и мотивации— зарплата была фиксированная за количество отработанных смен в месяц, теперь внедрили минимальную сумму в 750 р за выход в смену и 5% от продаж. Выручка на точках увеличилась в среднем на 9% за первую неделю.
Как итог: начавшие было копиться долги были быстро погашены.
Управленческий учет позволяет не только находить «дыры» и избегать кассовых разрывов, он позволяет оцифровывать все показатели и строить прибыльный бизнес и уже потом его масштабировать. Андрей в течении 6 месяцев открыл еще 3 точки.
Обращение за помощью к финансовым директорам и сервису «КУБ24. ФинДиректор» не только спасло хорошее дело, но и помогло увидеть направления масштабирования.
Выводы
Управленческий учет — обязательный инструмент контроля, анализа и планирования, позволяющий грамотно управлять затратами и ресурсами. Если не хотите, что бы управленка превратилась для вас в невыносимую рутину, то необходимо автоматизировать сбор данных из внешних внутренних источников.
Сервис «КУБ24. ФинДиректор» помогает быстро и точно собирать информацию, как из банков, так и из 1С и Excel. Обработка и построение отчетов занимает считанные секунды. При этом соблюдается основной принцип управленческого учета — краткость и полнота сведений.
КУБ24 - ПОРЯДОК в ФИНАНСАХ
ФинДиректор – сервис по контролю и планированию
денег бизнеса. Помогает наводить порядок в финансах
и находить ТОЧКИ РОСТА