Часто в малом и даже в среднем бизнесе формирование ассортимента и управление товарными запасами происходит в рамках интуитивных решений руководителей или специалистов, но зачастую этого бывает недостаточно для формирования эффективной линейки продукции и увеличения прибыли. На практике же существуют различные методы управления ассортиментом, на базе которых разрабатывается стратегия управления товарным ассортиментом и как следствие значительно увеличивается прибыль.
Методы управления ассортиментом продукции
Управление ассортиментом товаров и его качеством можно осуществить с помощью ABC-анализа. Принцип управления ассортиментом в соответствии с этим методом заключается в том, что все товары магазина объединяют в группы A, B и C. Группа А – наиболее ценные для магазина товары, группа С – наименее ценные. Далее необходимо пытаться сократить группу С, чтобы уменьшить затраты, и расширить группу А, чтобы не оказаться в зависимости от реализации одного или двух товаров.
Формирование и управление ассортиментом товаров магазина можно реализовывать используя также XYZ-анализ. Принципы этого метода схожи с ABC-анализом, и при управлении ассортиментом продукции их очень часто используют совместно. Однако ранжирование товаров по группам в XYZ-анализе происходит по степени стабильности или нестабильности спроса на них. Чем стабильнее спрос на товары, тем легче им управлять, тем ниже потребность в товарных запасах и легче планировать движение продукта.
Управление товарными запасами
Для эффективной работы магазина важно не только управление торговым ассортиментом, но и управление товарными запасами, чтобы обеспечить постоянное наличие продукции на полках. С одной стороны магазину нужно обеспечить наличие товаров, но с другой – избежать излишней затоваренности склада. Для этих целей рассчитывают минимальную величину товарного запаса, или неснижаемый остаток. Как только количество товара приближается к этому значению, необходимо делать заявку поставщику. Неснижаемый остаток рассчитывается по каждой отдельной позиции продукта.
В процессе организации управления ассортиментом в рознице и оценки эффективности принятых решений используют ряд показателей, и в первую очередь это изменение прибыли, полученной в результате реализации товара. Однако на прибыль магазина влияет не только ассортимент товара и управление его качеством, но и цена продукции. На формирование итоговой цены влияют различные показатели, которые сложно отслеживать без специального программного обеспечения.
На моей практике есть компании, перешедшие от ручного управления ассортиментом к автоматическому, увеличившие сумму маржи на 21%. Естественно, это происходит не за один месяц, а от месяца к месяцу эта цифра увеличивается, и в среднем компании выходят на такой показатель на 4-5 месяц.
Что бы автоматизировать данный процесс и найти ту методологию, которая ведет к результату, мы достаточно долго работали с торговыми компаниями из различных сфер и различных по размеру выручки. Мы работали, как с небольшими магазинами у дома, так и крупными сетями, а также с интернет магазинами и точками общепита. Именно эта методология, заложена в нашей программе для торговых компаний – «ФинДиректор Товары»
У вас есть 14 дней пробного периода, что бы оценить возможности автоматизации и выйти на новый уровень бизнеса, который уже используют крупные сети как оффлайн, так и в онлайн продажах.
КУБ24 - ПОРЯДОК в ФИНАНСАХ
ФинДиректор – сервис по контролю и планированию
денег бизнеса. Помогает наводить порядок в финансах
и находить ТОЧКИ РОСТА